Для людей за пределами укулельного мира имя Джея Чалмерса Доана остаётся практически неизвестным, однако для членов коммьюнити и любителей этого четырехструнного инструмента, Доан - кто-то вроде бога.
Он получил этот статус не благодаря своей виртуозной игре, а благодаря тому, что с завидным упорством продвигал укулеле в качестве основного инструмента для музыкального образования по всей Канаде. Каким же образом один человек уговорил целую страну взять на вооружение его подход?
Джей Чалмерс Доан родился в городе Труро в Канаде в 1938-м году. Четыре года спустя его мать подарила ему пластиковое укулеле, с которым мальчик практически не расставался. "К шестому классу школы у нас с тремя другими ребятами была своя группа, состоящая из укулеле, скрипки и барабанов. Таким образом, свой первый концерт я сыграл в шестом классе", - вспоминает музыкант.
В 1961-м году Доан получил сертификат преподавателя колледжа: он принялся оттачивать свои педагогические навыки в местной школе, преподавая музыку детям всех возрастов.
Независимо от того, какой инструмент Доан использовал в преподавании, именно его творческий подход помогал преподносить материал наилучшим образом и держать детей во внимании. Один из уроков Доан провёл на трубе, и это было настолько продуктивно, что следующие две недели музыкант катался по соседним школам, повторяя свой успех для их учеников.
Музыкант не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться: в 1967-м он получил степень бакалавра музыки Бостонского Университета:его основным инструментом был тромбон. "Я много на чём учился играть, ведь я планировал организовать целый симфонический оркестр, вернувшись домой, и я хотел преподавать всё сам", - комментирует он. Доан также изучал стрипку, альт, виолончель, контроабас, гобой, фагот, валторну, кларнет и пианино.
"В какой-то момент мне сказали, мол, ты не можешь выбрать за раз сколько инструментов. Но это была не моя проблема, у меня были предложения от пятнадцати университетов, я выбрал их из-за сильного педагогического профиля. В конечном итоге они пошли мне навстречу".
Преподаватели его родной области, Новой Шотландии, были рады возвращению Доана на родную землю. Доан приступил к разработке обучающей программы, а через месяц после этого глава музыкального департамента в составе департамента образования объявила о своём уходе, и Доан занял её место: "Я представил правлению пятилетний план того, каким образом я планирую развивать инструментальную музыку, хоровую музыку и программу обучения начальных классов.
Тогда они решили взять меня на работу и назначили директором музыкального образования по городу Галифаксу (столица Новой Шотландии)".
Создавать музыкальную программу было очень нелегко. Изначальный бюджет программы составлял всего 500 долларов. "Я встретился с моим куратором, - вспоминает музыкант, - и когда он озвучил мне сумму бюджета, я ответил ему, мол, у нас больше нет бюджета, я потратил его вчера на два магнитофона".
Решительному Доану удалось согласовать бюджет в 40 000 долларов в год, и он принялся нанимать учителей - для начала - четверых. В момент его ухода на пенсию спустя 17 лет, эта цифра выросла в разы: в музыкальном департаменте трудилось практически 60 преподавателей.
Хотя основной целью музыканта было создать программу полноценного школьного симфонического оркестра, мысль о том, что для обучения можно использовать укулеле, никак не покидала голову Доана. "В процессе я отчётливо понял, что не всем детям даётся игра на духовых инструментах, - говорит он. - Более того, некоторые из семей были достаточно бедны и неблагополучны: мы могли купить ребенку инструмент, а его отец - пропить его в тот же день".
"Одним из выходов мне виделось привлечение детей к игре на укулеле, - продолжает Доан. - Кто пойдёт закладывать укулеле? Тогда же у меня появилась мысль написать об этом книгу".
В результате, в 1971-м году мир увидел "Руководство по преподаванию укулеле в классе", написанное совместно с Кэтрин Эллисон - первая книга, которая серьёзно описывает подход к преподаванию укулеле в школе. "Мы разобрали гаммы, интервалы, ритмы, мелодию и гармонию. Когда всё это сложилось в одну книгу, мы поняли: это будет хит!".
Так Доан превратился в ярого пропагандиста и защитника использования укулеле в обучении: он посетил все десять канадских провинций с рассказами о том, в чём состоят преимущества такого подхода. "Вместе со своей укулеле я объездил всю страну, - вспоминает музыкант, - я разговаривал с преподавателями, я учил их, как преподавать музыку через игру на укулеле".
К началу 70-х образовательная программа Доана "захватила" всю страну. Более того, в Галифаксе он создал ансамбль из тридцати студентов. "Первая запись, которую мы сделали, была чем-то вроде тизера для родителей, - отмечает он. - У меня было около ста копий, и я планировал раздать их детям, а потом одна из копий попала на радиостанцию, где от записи пришли в полный восторг. Там нашу композицию проигрывали каждое утро!". Следующая запись вышла уже тысячным тиражом, который тут же распродался. "Тогда я понял, что всё стало серьёзно", - вспоминает Доан. В дальнейшем практически всё финансирование укулельных образовательных групп Доана приходилось на средства от продажи записей.
Доан закупал недорогие укулеле у локальной компании в Чикаго, однако в 1968-м году фабрика сгорела, и музыканту пришлось искать нового поставщика. Вместе со своим отцом музыкант решил разработать бюджетный инструмент, который бы хорошо звучал. "Прорыв произошёл тогда, когда мы узнали, что наш сосед делает ручки для топоров, - говорил Доан. - Для этого нужно уметь хорошо обращаться с деревом, и я подумал, что он мог бы делать для нас грифы". А пока Доан с отцом шли на встречу с соседом, ему в голову пришла идея, как сделать корпус инструмента без необходимости сгибать куски древесины: корпус должен быть треугольным, образованным из трёх прямых кусков дерева! "Мы развернулись и пошли домой, к вечеру у нас было готова два прототипа. Затем мы обошли пять или шесть компаний, в поисках той самой, которая согласится выпускать такие инструменты: они должны были быть относительно бюджетными, надёжными и прочными".
Любой человек может быть музыкантом
Страсть Доана к преподаванию музыки укрепила в нём веру, что любой, кто хочет научиться играть на инструменте - сможет это сделать. "Кто угодно может научиться играть на укулеле, а я преподаю его. Мне кажется, я бы и собаку смог научить играть на трубе, если бы строение её губ подходило".
Единственное, что действительно нужно иметь студентам, по мнению Доана, это упорство. Музыкант разработал так называемый "тест на заинтересованность": "Я не проверял музыкальные способности студента, я проверял его заинтересованность в музыке". Одним из способов проверки было назначение урока в самое неподходящее для этого время.
"Я преподавал скрипку трёхлеткам в 8:30 утра в воскресенье. Никто бы не привёл своего ребенка на занятия в такую рань в выходные, если бы это не было важно и ему и родителям".
Если попытаться уместить философию Доана о музыкальном образовании в рамках одного тезиса, это будет что-то о развитии в человеке природных способностей. "Учиться играть на слух - всё равно что учиться говорить. Вы учитесь говорить, повторяя то, что слышите. Никто не бросает попытки научиться говорить. Так или иначе говорить в итоге умеют все".
Что касается трёх самых главных элементов музыки - мелодии, гармонии и ритма, Доан не сомневается, что же из них - важнее. "Многие пианисты и многие певцы уверены, что самое важное в музыке - это мелодия. Я не согласен. Я бы поставил мелодию на третье место, и гармонию - на второе. Но это лишь моё мнение. Если вы для начала сможете правильно развить чувство ритма - это значительно облегчит вам жизнь в дальнейшем. Именно поэтому я считаю ритм самым важным элементом".
Ещё один важный элемент, который в обязательном порядке преподаёт студентам Доан - хроматическая гамма. "Однажды я понял для себя важность хроматической гаммы, - поясняет музыкант. - Первый тест, который нужно пройти в рамках моей программы по преподаванию укулеле - игра мажорной гаммы вверх-вниз 10 раз к ряду без ошибок. Затем - игра хроматической гаммы. Потому что независимо от того, какую песню вы будете петь, хроматическая гамма гармонизирует её!"
Идеальная практика
Легендарный футбольный тренер Винс Ломбарди однажды сказал: "Совершенство - не в практике. Совершенство - в совершенной практике".
Работа над техникой - это то, чем сам Доан занимается на протяжении уже шестидесяти лет. "Пианисты уверены, что если они 30 минут провели сидя на банкетке - они позанимались 30 минут. И это глупость, конечно. Практика - это когда ты на самом деле что-то делаешь. Своим студентам я говорю играть боем по очереди три аккорда, а затем останавливаю и спрашиваю, сколько, по их мнению, они практиковались. Обычно они отвечают, что не знают, а я говорю, что это было около 20 секунд. И вот так выглядят 20 секунд практики".
Любовь длиной в жизнь
Любовь Доана к музыке длиною в жизнь положительно повлияло на жизни огромного количества людей по всему миру, включая его собственных детей, все из которых стали музыкантами. Канадская музыкант и обладательница премии Juno Мелани Доан вспоминает, каково было расти в доме знаменитого отца:
"В доме звучал нескончаемый поток музыки: дети и взрослые приходили и играли, репетировали. Иногда я задавалась вопросом, смогу ли я заснуть, когда целая группа репетировала у нас в гостиной. Я помню, как сидела в аудиториях с сотнями других детей, готовясь к выступлению, и считала это нормой. У нас были гости со всего света, которые приезжали обсудить с отцом методику преподавания музыки. Казалось, что музыка и дети - две самые важные вещи в мире".
Сейчас Мелани преподаёт музыку в Торонто, используя методику отца.
Биллу Уоллису было 12, когда он начал заниматься музыкой с Доаном в начале 60-х. После того, как Билл окончил школу, Доан уговорил его начать изучать преподавание музыки. Выпустившись из университета, Уоллис три года проработал с Доаном, а затем отправился преподавать в другие школы. "Если Доан во что-то верит, он идёт за этим, во что бы то ни стало", - комментирует Билл.