Многие поклонники Гавайской музыки могли впервые столкнуться с творчеством Дженоа в процессе прослушивания сборников "островной музыки" 80-х или 90-х годов. Дженоа Кеауэ, или "тётушка Дженоа", как звали её многие, настоящая легенда на Гавайях и далеко за их территорией: её карьера, начавшаяся в 40-е годы прошлого столетия, носит удивительный и захватывающий характер. В её песнях есть нечто особенное: в гавайской певческой традиции присутствует техника, получившая название "ha'i", в рамках которой сопрано из стандартного грудного резонатора поднимается в головной - своего рода особенная гавайская форма йодля. На одной из самых известных её песен - "Alika", которая, якобы, рассказывает о корабле Arctic, заходящим в порт Кауаи в 1770-х годах, есть место, где Кеауэ поёт йодлем ноту на протяжении 14 секунд, прежде чем сорваться. Дополняют уникальный тембр артистки в этой песне - укулеле, гитара, стальная гитара и контрабас. На записи живого выступления в 1978-м году Дженоа удалось побить свой рекорд и увеличить длительность того места до 24 секунд.
Эта, скажем, вокальная гимнастика - вещь, которая зацепила многих с самого первого раза, но чем сильнее углубляешься в богатую карьеру Дженоа - которая насчитывает практически 70 лет - понимаешь, насколько удивительно талантливой певицей и музыкантом она была, а заодно - насколько её творчество повлияло на Гавайскую музыку XX века.
Дженоа родилась 31-го октября 1918-го года в Гонолулу в семье отца-католика и матери-мормона. Когда Дженоа было шесть, семья переехала в другую часть острова, а затем - обратно, в поселение с крупной диаспорой мормонов. Джеона была одной из одиннадцати детей в семье.
"Мне с детства нравилось петь, - вспоминает она в одном из интервью. - Многое из раннего обучения я получила во время участия в церковном хору... В рамках хора мы пели в основном классическую и церковную музыку, а иногда - традиционные гавайские песни. Когда я принимала участие в детских конкурсах, то мы, как правило, пели именно гавайские песни".
Дженоа прекратила обучение в школе после 8-го класса и в 16 лет вышла замуж за Эдварда Кеауэ-Аико, переехав к нему в дом жить. Благодаря своей свекрови Дженоа выучила гавайский: "Она практически не говорила на английском, - комментирует Дженоа. - Со мной она говорила на гавайском, и я выучила язык, а она от меня получала знания английского. Я думаю, что каждый считает, будто его родной язык - самый красивый язык в мире, но гавайский на самом деле очень красивый".
Позже она стала петь в эстрадных шоу в Гонолулу, а иногда - на своего рода корпоративах: это было перед Второй мировой войной. Некоторое время она пела в группе Джорджа Хукано, но по-настоящему заниматься музыкой Гавайев Дженоа смогла только в конце войны, попав на радио к Джонни Алмейде - знаменитому гавайскому слепому мультиинструменталисту и автору более 300 песен. Помимо этого, Дженоа часто пела в гавани Гонолулу, приветствуя прибывающих туристов. Для того, чтобы заработать денег в трудные времена, артистка продавала традиционные гавайские цветочные венки, танцевала танцы хулу в барах, и даже работала таксистом.
В 1946-м году Алмейда познакомил певицу с владельцем музыкального магазина Джорджем Чингом, который помог Дженоа с записями её музыки. Репертуар Дженоа состоял из традиционных гавайских песен и мелодий, ставших популярными благодаря самому первому поколению музыкантов Гавайев, включая одну из главных её вдохновительниц - Лену Мачадо. Помимо этого, конечно Дженоа писала и свои песни. Чаще всего певица подыгрывала себе на укулеле, а иногда пела вместе со своим старшим сыном - Гари Аико, который играл на гитаре, или сыном Сэмом Аико, игравшем на басу.
На её выступлениях к "тётушке Джеоне" часто присоединялись танцоры хулу - друзья, члены семьи или кто-то из зала: чаще всего, это было незапланированной акцией, однако - крайне приветствовалось певицей. "Мне нравится играть песни, под которые можно танцевать хулу", - говорила Дженоа.
Дженоа научилась играть на укулеле в раннем возрасте, у неё было отличное чувство ритма. Может, она не была виртуозным музыкантом, однако её игра прекрасно дополняла её вокал. "У неё однозначно был свой собственный стиль игры, - делится своими воспоминаниями сын Дженоа Эрик. - Если вы когда-нибудь смотрели записи её выступлений и обращали внимание на то, как она играет, то сможете это сразу понять".
Росту популярности Дженоа в 50-60-е года прошлого столетия способствовало сумасшествие по Гавайской культуре в целом: Гонолулу стал одним им самых популярных мест для отдыха жителей материка, а на пляже Вайкики в геометрической прогрессии множились отели и ночные клубы. Это стало отличной новостью для музыкантов, и у Кеауэ не было проблем с концертами - практически до конца её жизни. Она играла во всех крупных отелях в Вайкики, а также - в дорогих ресторанах и тавернах. В середине 60-х Дженоа стала больше играть за пределами Гавайев.
Ещё одним важным достижением в её карьере стал запуск собственного музыкального лейбла - достаточно редкое явление для того времени. "Мне не нравилось то, что мне и другим музыкантам предлагали продюсеры, - вспоминала она. - Казалось, что продюсеры только считают деньги, пока мы, музыканты, работаем. Я поняла, что могу делать всё сама, и в октябре 1966-го года запустила свой лейбл - Genoa Keawe Records".
Её сын Эрик комментирует то время следующим образом: "Мы все участвовали в этом семейном бизнесе: отвечали на звонки, принимали заказы и передавали их маме. Не думаю, что они представляли себе, что мы занимаемся всем этим из дома. Мама оборудовала подвал, чтобы хранить инвентарь. Наша сестра Мириам по началу работала бухгалтером".
В 1970-м году Дженоа сделала ещё одну важную вещь в своей карьере: открыла школу Гавайской музыки, языка и хулы в Гонолулу. В рамках школы преподавали танцы хулу, гавайский язык и укулеле.
В последние десятилетия жизни статус Дженоа среди музыкантов неуклонно рос, несмотря на то, что она никогда не менялась ни под давлением времени ни под давлением обстоятельств. Людям нравился её традиционный гавайский стиль. В 2000-е годы Дженоа получила множество различных музыкальных наград, певица продолжала играть даже будучи в преклонном возрасте практически до самой своей смерти от рака в 2008-м. "Думаю, у мамы была какая-то волшебная аура, - говорил Эрик. - Куда бы она ни приходила, где бы она ни играла, она тут же цепляла людей своей широкой улыбкой и любовью к людям".