Рождение укулеле: как появился на свет один из самых универсальных струнных инструментов в истории

Опубликовано: 09.08.2021
Рождение укулеле: как появился на свет один из самых универсальных струнных инструментов в истории

Первые укулеле появились в середине 1880-х годов. И не на Гавайях. Укулеле - инструмент, родом с острова - это правда, однако это не Гавайи, и даже не соседние острова в Тихом океане. Мадейра - небольшой гористый архипелаг в Атлантическом океане, принадлежащий Португалии - является настоящей родиной укулеле. Регион Мадейра обладает тропическим климатом и возник вследствие извержения вулкана. Мадейра славится своими густыми лесами (“Мадейра” в переводе с португальского означает “дерево”): раньше здесь была очень развита лесозаготовительная промышленность. Также Мадейра стала широко известна благодаря своим винам - мадера - крепленым напиткам, которые имели долгий срок хранения, что было важно для морских экспедиций.     

Два века назад Мадейра также была популярным местом среди туристов из Европы, которых привлекали шикарные виды и экзотическая флора. В самом крупном портовом городе Мадейры - Фуншале - местные музыканты частенько развлекали туристов своей игрой. Из-за жаркого климата в домах на архипелаге как правило не было оконных рам, поэтому музыку можно было слышать круглосуточно. Местные музыканты играли вальсы, мазурки и народные произведения на испанских гитарах и небольших четырёхструнных инструментах,  которые назывались машете. 

К сожалению, к середине 1800-х годов Мадейра перестала быть привлекательным местом для жизни: бедность, голод и серия природных катастроф, которая привела к коллапсу винного производства сделала архипелаг тем местом, с которого стремились уехать. Сотни безработных жителей искали возможность покинуть родину и начать новую жизнь в другой части мира. Интересно, что в то время, как жизнь на Мадейре угасала, она расцветала на другом острове в тысячах километров от неё: сахарное производство на Гавайях стремительно набирало обороты.       

В 1874-м году гавайские плантаторы отправили на материк 25 тонн сахара. Существовала однако проблема: из-за европейской колонизации и привезенных на остров болезней местное население существенно сократилось, поэтому на острове не хватало людей, чтобы работать на плантациях. В отчаянии плантаторы начали искать рабочих по всему миру, и в конце концов новость об этом дошла и до Португалии. На Мадейре не составило труда найти мужчин и женщин, которые были готовы подписать трёхлетний контракт и отправиться работать на Гавайи. Помимо жалования в 10 долларов в месяц иммигранты получали жилье и питание, а также место на корабле, который отвёз бы их на новый остров.  

Среди двадцати пяти тысяч жителей Мадейры, которые переселились на Гавайи в конце 1800-х было три плотника из Фуншала: сорокалетний Мануэль Нуньес, тридцатисемилетний Аугусто Диас и двадцативосьмилетний Жозе до Эспирито Санто. Вместе со своими семьями они собрали парусное судно и отправились в четырехмесячное путешествие к гавайскому острову Оаху. Никто из них тогда и не догадывался, что это приключение принесет им не только достаток, но и приведёт к появлению нового музыкального инструмента.    

Бедные, утомлённые морем иммигранты в конце концов причалили в порту Гонолулу в тихую субботу августа 1879-го года. Как только они пришвартовались, один из пассажиров - музыкант Жоао Фернандес - принялся играть весёлую мелодию, отмечая успешное окончание их путешествия. Фернандес был талантливым музыкантом, который мог сыграть любую мелодию, услышав её лишь однажды, он играл на машете, заимствованной у одного из пассажиров. Очевидно, он был не единственным на острове музыкантом, который играл на машете: спустя несколько недель после прибытия переселенцев на остров, в местной газете вышла статья: “...переселенцы с Мадейры недавно приехали на наш остров и радуют жителей ночными уличными концертами. Музыканты отлично играют на своих странных инструментах, которые представляют собой некую смесь гитары и банджо, однако звучат очень приятно”.     

15s_series_hawaii-7043.jpg

Нуньес, Диас и Санто попали работать на сахарные плантации на разные острова - Гавайи, Кауаи и Мауи. После того, как их контрактные обязательства были исполнены, все трое устремились в Гонолулу - столицу архипелага и центр торговли, намереваясь найти работу по их изначальной профессии. К счастью, в Гонолулу в то время развивалась мебельная промышленность, и в городе существовала около десятка различных мастерских. Нуньес и Санто получили работу в самом крупном мебельном магазине Гавайев - Pioneer Furniture House. Диас открыл свою небольшую мастерскую в китайском квартале города в 1884-м году: он делал не только мебель, но и музыкальные инструменты.   

Спустя год Нуньес также открыл свой собственный магазин, всего в трёх домах от мастерской Диаса. Оба плотника рекламировали свои услуги через местную газету. Диас описывал себя как “мастера, который делает гитары, машете и прочие струнные инструменты”, Нуньес позиционировал себя в качестве “краснодеревщика, который делает всевозможные струнные инструменты, в частности - гитары и машете”. Вскоре и Санто открыл свой магазин в паре дверей от магазина Нуньеса. Помимо производства собственных инструментов все трое зарабатывали на жизнь перепродажей инструментов для масс-маркета, ремонтом, продажей струн и так далее. Диас даже давал уроки музыки.    

Как же три этих простых плотника с Мадейры внезапно стали лютье? До сих пор неясно, делали ли кто-либо из них музыкальные инструменты до того, как они приехали на Гавайи: существует версия (однако, без прямых доказательств), что Нуньес мог быть родственником Октавиана Жоао Нуньеса да Пайксао (1812–1874) - одного из самых знаменитых лютье Мадейры. Более вероятная версия - Нуньес, Диас и Санто начали делать музыкальные инструменты в качестве стороннего бизнеса для заработка, продолжая заниматься своей основной профессией плотника. Несмотря на отсутствие должного образования в качестве лютье, по качеству их инструментов можно было сказать, что они точно знали, что делали.      

Первое упоминание укулеле как отдельного инструменте встречается в газете спустя около десяти лет после прибытия на остров переселенцев с Мадейры. Кто же сделал первое укулеле? Честно говоря, до конца неясно. Все три мастера делали машете, которые во многом походили на укулеле, а Санто утверждал в своей рекламе, что “может сделать гитару любого размера”. Нуньес заявлял, что именно он изобрёл укулеле, делая на этом акцент в своей рекламе.    

Какую бы роль не сыграли в появлении на свет укулеле Нуньес, Диас и Санто, скорее всего первая укулеле представляла собой собой гибридный инструмент: сочетание машете и другого небольшого португальского струнного инструмента - пятиструнного ражанью. За основу укулеле была взята форма корпуса машете и его небольшой размер, а также 17-ладовый гриф. Строй машете (D-G-B-D) однако отличался от строя укулеле: укулеле настраивали в строй ражанью (без пятой струны) - G-C-E-A.

Почему был выбран строй G-C-E-A?

“Когда и почему укулеле получила отличный от машете строй - один из тех вопросов, который до сих пор остаётся без ответа”, - пишет историк музыки Джон Кинг в своей книге “ The Ukulele: A History”. Ещё одним важным отличием гавайской укулеле от его португальских родственников стал выбор пород древесины для их производства. Машете и ражанью чаще всего изготавливали из ели (в качестве материала верхней деки) и можжевельника (в качестве материала корпуса) или других лёгких пород. Практически все ранние укулеле были сделаны целиком из коа: древесины золотисто-коричневого цвета, почитаемой жителями Гавайев, которая традиционно использовалась для производства дорогой мебели. Санто выбирал для своих укулеле первоклассную фигурную коа и использовал элементы декора, которые часто встречались на машете. Корпусы его укулеле были невероятно тонкими, что делало инструменты особенно лёгкими, однако они звучали удивительно громко и богато для своего небольшого размера.     

То, что укулеле получило своё особенное название - вещь, которая помогает отличить информацию о ранних укулеле от информации о прочих похожих инструментах, однако как и почему укулеле было названо “укулеле” - ещё одна загадка. Существует несколько теория, но одна из них - самая разумная: слово “укулеле” в гавайском языке существовало и до появления нового инструмента. В словаре 1865-го года встречается слово “укулеле”, его значение - “кошачья блоха” - вредное насекомое, которое было завезено на остров десятилетия назад. Около 1900-го года американский писатель Джек Лондон писал, что “укулеле - это “прыгающая блоха” по-гавайски, однако это также и музыкальный инструмент, похожий на гитару”.    

Какой бы ни была этимология слова укулеле на самом деле, новый инструмент быстро получил популярность благодаря, отчасти, высшим чинам островов: Дэвид Калакауа, последний король Гавайев, его жена - королева Эмма и будущая королева - Лилиуокалани (которая сочинила “Aloha Oe“ - священную для жителей Гавайев песню) - все они были музыкантами и сторонниками искусства. Их поддержка и продвижение укулеле помогли остальным местным жителям взять инструмент в руки и создавать свою музыку и стили игры. Помимо того, что Калакауа приглашал укулелистов играть на королевских приёмах, он научился играть на укулеле самостоятельно и часто выступал на встречах со своими друзьями.      

“Мы приходили в гости в бунгало короля, - вспоминает музыкант Жоао Фернандес в интервью журналу Paradise of the Pacific в 1922-м году. - Много народу приходило. Было много местных, много музыки, много еды, много напитков. И король Калакауа играл для нас!”. 

Очевидно именно так король Дэвид получил прозвище, которое до сих пор используется на Гавайях - “Весёлый Монарх”. По мере того, как на Гавайях появлялось новое поколение лютье - включая Джонаса Кумулае, который сделает укулеле известным по всему миру, выставив его на выставке Pan Pacific International Exhibition в Сан Франциско в 1915-м году - предыдущее поколение постепенно отходило от дел. К 1900-му году Санто закрыл свою мастерскую, но продолжал работать дома ещё несколько лет, прежде чем умер. Диас потерял свою мастерскую в безжалостном пожаре, который уничтожил большую часть китайского квартала примерно в то же время. Нуньес, самый продуктивный лютье из них троих, продолжил изготавливать инструменты ещё долгое время. Он передал свои знания и опыт большому количеству молодых лютье, включая своего сына Леонардо, который возглавлял фабрику Нуньесов в Лос Анджелесе до 1930-го года. Другой ученик Мануэля - Самуэль Камака открыл свою мастерскую в 1916-м году. Теперь, практически 100 лет спустя, мастерская Kamaka Ukulele and Guitar Works в Гонолулу олицетворяет собой наследие трёх португальских иммигрантов, которые навсегда изменили гавайскую музыку, подарив острову “прыгающую блоху”.        

Укулеле Kala разработаны в лучших традициях легендарных гавайских инструментов, сочетая в себе, тем не менее, современные элементы для того, чтобы вам было максимально комфортно играть на вашем инструменте. 

15s_series_hawaii-7051.jpg