Производители укулеле и рациональное использование экологичных материалов

Опубликовано: 18.03.2022
Производители укулеле и рациональное использование экологичных материалов

Что вы видите, когда берёте в руки укулеле? Друга? Произведение искусства? Музыкальный инструмент? 

“Я думаю, люди видят продолжение себя, когда они смотрят на инструмент, - считает Дженни Хаас - музыкант, научившаяся играть на укулеле уже будучи во взрослом возрасте. - Я же вижу леса, в которых играла, и семена, которые я посадила, что сейчас уже стали деревьями”. Дженни, которая происходит из семьи потомственных лесорубов, не понаслышке знает, насколько леса страдают от рук больших производств. Она провела более сорока лет, работая в Департаменте лесного управления, где Дженни обучилась всем премудростям разведения леса. Поэтому с древесиной у музыканта достаточно тесные отношения.         

Хаас выбирает инструменты тех производителей, которые не только делают качественные укулеле, но и бережно относятся к лесам, помогая возобновлять их. Дженни повезло, ведь недалеко от неё живёт лютье, который делает свои инструменты из местных пород древесины. В конечном итоге Аарон сделал для неё баритон из мирта с кедровым грифом - локальными породами - и Дженни считает это огромной гордостью.    

Купили ли вы дорогое коллекционное укулеле или бюджетную модель для начинающих - его сделал кто-то где-то… из чего-то. И скорее всего - из дерева. И здесь важно понимать, в чём состоит та самая идея бережного потребления и возобновляемости материалов. 


Исчезающие леса

Вот немного цифр: леса покрывают около тридцати процентов суши всей планеты, но эта цифра стремительно уменьшается. По оценкам специалистов, за прошлый век мы потеряли около трети коренных лесов, которые являются главной “кладовой” углерода и домом для множества различных видов флоры и фауны. Вторичные леса, в которых самые крупные деревья были срублены, удерживают на семьдесят процентов меньше углерода, чем их изначальные “родственники”. В то время как коренной лес может превратиться во вторичные в течение считанных дней, на восстановление его уйдут столетия. Изменения в климате, миграция насекомых и разрушение подземных грибниц делают этот процесс и вовсе мало возможным.         

Концепция социальной и экологической ответственности представляет собой обширное понятие, которое распространяется на множество других вещей помимо лесов. Среди важнейших целей ООН до 2030-го года значится “защита планеты от вырождения путём осознанного потребления и производства”: создание мира, в котором человеческие привычки - благоразумны, гибки и направлены на уменьшение потребления ресурсов.     

Конечно, в прошедшие десятилетия были изданы сотни актов и законов, направленных на защиту лесов, однако большая часть из них не принесла ощутимой пользы. Особенно удручающей ситуация остаётся в случае с тропическими лесами, в отношении которых недобросовестные лесорубы всегда находили пути, чтобы обойти законы. 

Самым известным документом, направленным на защиту лесов является конвенция о международной торговле вымирающими видами флоры и фауны (CITES), принятая в 1975-м году: в документе описывается более 35000 растений и животных. Достаточно вспомнить резонансный судебный процесс против знаменитой гитарной компании Gibson в 2009-м году: на фабрике было найдено мадагаскарское чёрное дерево, импортированное незаконно из Индии.        


Вглубь леса

Музыкальные инструменты составляют лишь небольшую прослойку в лесной индустрии, а укулеле, к тому же - самая маленькая категория среди инструментов. Так от чего же столько шума? Будем считать это первым шагом к осознанному потреблению. Абсолютное большинство инструментов, даже самых бюджетных, как правило изготавливается из нескольких пород дерева, иногда - до пяти различных пород. Чтобы лучше понять ваш инструмент, подумайте о каждой из этих пород, и о том, какую роль она играет в общем звучании укулеле.     

Когда речь идёт о верхней деке, главную роль в выборе той или иной древесины играет именно его звучание: лучший кусок дерева для верхней деки - тот, чьё звучание искрится подобно колокольчику. Для производства грифов необходимо выбрать прочную древесину, которая будет успешно противостоять давлению, оказываемому струнами. Накладку чаще всего делают из тёмной древесины, достаточно твёрдой, чтобы лады оставались на месте. Бридж - часть укулеле, которая передаёт энергию вибрации струн на верхнюю деку - должен быть крепким и стабильным. Задняя дека укулеле и обечайка не только выглядит красиво, но и определяет общее звучание инструмента вместе с верхней декой. 

Некоторые породы древесины, само собой, чаще всего выбирают для изготовления укулеле - их можно расценивать как “традиционные”. В настоящее время, однако, выбор альтернатив также достаточно широк. Один из историков укулеле, Шандор Нагисаланци отмечает, что первые укулеле, сделанные на Гавайях, производились из коа. С другой стороны, португальские лютье, переселившиеся на Гавайи, скорее всего использовали бы привычную древесину (кедр, ель), если бы смогли её достать. Чикагские производители Lyon & Healy делали инструменты из махагони, а в 20-х годах, вместе с началом бума укулеле по всему миру, в ход пошли всевозможные породы бюджетной древесины вроде берёзы или тополя. 

В прошлом в качестве материала для порожков струнных инструментов часто использовали слоновую кость, но в 1989-м году слоновая кость была включена в список CITES, и сейчас, спустя 30 лет, никому не придёт в голову делать порожки из настоящей слоновой кости. Стандартом индустрии стали композитные материалы вроде Tusq или NuBone от компании GraphTech. 

Эбеновое дерево - традиционный выбор в качестве материала для накладки, славится своим изысканным оттенком и особенной жесткостью. Но лишь небольшая часть эбеновой древесины - идеально чёрная, и невозможно узнать цвет дерева, пока не срубишь его. Даже учитывая то, что “полосатый” эбен обладает ровно такими же свойствами, как и идеально чёрный, 90% срубленных эбеновых деревьев оставляли лежать в лесу именно из-за того. что их древесина была не такой, как нужно. Подобное поведение привело к тому, что эбен находится на грани вымирания на Мадагаскаре и в Конго. Для того, чтобы изменить привычки покупателей, производители музыкальных инструментов запустили кампании в поддержку “полосатого” эбена, а также стали использовать схожие по характеристикам, но менее редкие породы дерева, такие как, например, ованкол. Как и в случае со слоновой костью, дерево возможно заменить инновационными материалами, например - ричлайтом, который представляет собой композит из бумаги и смолы.    

Древесина, которая не находится на грани вымирания, может тем не менее оказаться причиной спора, и пример тому - ситхинская ель. Эта порода - универсальный выбор в качестве материала для верхней деки благодаря её шикарному звуковому профилю. CITES не различает коренные и вторичные деревья, а ситхинская ель в целом не рассматривается как вымирающий вид, поэтому её вырубка не ограничена. Однако, учитывая актуальные объёмы вырубки, коренные деревья этой породы могут исчезнуть с лица Земли ещё на нашем веку.     

Быстрорастущий крупнолистный клён - ещё одна важная для индустрии музыкальных инструментов древесина. Его высаживают целыми лесами специально для производственных нужд, ведь он обладает множеством полезных свойств.   

И, наконец, коа - древесина, олицетворяющая Гавайи: лёгкая, одновременно гибкая и твёрдая - всё это делает её отличным кандидатом для того, чтобы производить из неё корпус инструмента целиком. Коа - самая традиционная порода древесины для производства укулеле, но и с ней связано достаточное количество проблем. Например, большая часть лесов коа, которые когда-то увидел капитан Кук уже исчезла: в основном из-за того, что люди расчищали место для сельскохозяйственных нужд. 


Повторное использование древесины 

Альтернативой вырубке деревьев является использование переработанной древесины. Среди лютье также популярна так называемая “утопленная” древесина - куски дерева, упавшие в воду в процессе транспортировки: встречаются экземпляры вековой давности. Переработанная древесина, например - оставшаяся от старых домов - используется для производства музыкальных инструментов.   

“Мы основали компанию, чтобы давать древесине вторую жизнь, - делится Кевин Коннор, владелец Woods from the West. - Мы работаем с местными фермами и землевладениями, помогая им утилизировать дерево, “отжившее” своё, а заодно - старые деревья, взамен которых мы сажаем новые. Чаще всего мы занимаемся клёном и миртом. Кленовые деревья часто падают от старости или из-за сильного ветра.  

От больших корпораций до одиночных лютье, производители укулеле задумываются об экологичности процесса и возможных вариантах осознанного потребления. Покупатели, в свою очередь, могут прямым образом влиять на это, ведь только они выбирают, поддерживать ли деньгами тот или иной бренд. Пожалуй, первый и самый важный шаг к изменению привычек - развитие осознанности. Оглядитесь вокруг, чтобы понять, с какими вещами вы контактируете каждый день,а  затем задумайтесь: откуда они берутся? От пола под вашими ногами до крыши над вашей головой - вас окружают вещи, многие из которых сделаны из дерева. Узнавайте больше о том, что вы покупаете и используете, как это производят, и какие последствия оставляет это производство.    

А потом - возьмите в руки укулеле, из чего бы оно ни было сделано, и сыграйте в честь тех лесов, что дали древесину для вашего инструмента!