Не слишком ли я стар, чтобы учиться играть на укулеле?

Опубликовано: 26.11.2021
Не слишком ли я стар, чтобы учиться играть на укулеле?

"О, смотри! Четырехлетний ребенок рубит на укулеле, катаясь на скейтборде в этом видео с YouTube! Как это вообще возможно?”. За годы нашей работы мы слышали множество историй о том, что взрослые ученики и не надеялись достигнуть такого же уровня мастерства, как дети. Но не стоит отчаиваться! На самом деле у вас, как у взрослого человека, в этой ситуации есть множество преимуществ.  

Вспомните, сколько песен вы успели прослушать за всю свою жизнь. Просто задумайтесь - Элвис, The Beatles, диско, панк, Хэнк Уильямс - десятки тысяч часов музыки, в то время как четырёхлетний ребенок едва ли может похвастаться тридцатью пятью тысячами. Итак, в этом отношении вы явно впереди! Какие же ещё преимущества у вас есть?   

Существует отдельная научная область, посвященная взрослым студентам, под названием “Теория обучения взрослого населения”, которая получила достаточно широкое распространение. Например, профессор Шаран Мерриам из университета Джорджии написала множество работ на тему андрагогики - понятию, противопоставляемому педагогике (методике обучения детей). В своих работах она выделяет два основополагающих принципа теории обучения взрослого населения: самостоятельное изучение материала и трансформационное обучение.        

Способность к самостоятельному изучения материала обуславливает у взрослого студента независимое представление о себе, которое в свою очередь обеспечивает самостоятельную мотивацию. Трансформационное обучение зависит от жизненного опыта студента: это более “взрослый” уровень детского когнитивного развития.   

Опытный преподаватель музыки Питер Луонго с лёгкостью объясняет этот второй основополагающий принцип теории обучения взрослого населения таким образом: “Дети не знают того, что они не знают, и им всё равно”. 

Луонго рассуждает с точки зрения опыта: на протяжении тридцати лет он являлся руководителем знаменитого укулельного ансамбля  Langley Ukulele Ensemble - группы талантливых учеников из Ленгли. В 2016-м Луонго задался идеей создать похожий коллектив с участием взрослых музыкантов. По словам Питера, преимущество взрослого человека состоит в том, что он может использовать свой жизненный опыт для решения тех или иных проблем. У ребёнка такой возможности нет.    

Широко известный канадский преподаватель укулеле Джей Чалмерс Доун десятилетиями преподавал музыку детям, а также и взрослым, включая группу пожилых людей в возрасте от 88 до 92 лет. Когда речь заходит об обучении детей, Доун говорит: “Я стараюсь строить обучение на уже имеющихся знаниях. Например, в голове у трёхлетнего ребёнка не так много мелодий, но я работаю с тем, что есть. То же самое я могу сделать и с семидесятилетним студентом”.  


Доун также отмечает, что важным преимуществом взрослых начинающих является богатый жизненный опыт. “Разница между семилетним ребенком и семидесятилетним дедушкой состоит в опыте, - говорит он. - И я спрашиваю: ты можешь что-то сыграть? Ты можешь что-то спеть? Ты когда-нибудь пробовал отбить ритм? Если ты сразу не выясняешь уровень своего студента, то работа идёт по традиционному пути, когда преподаватель придерживается своего учебного плана. Но учебный план далеко не всегда подходит тому или иному ученику. Некоторые не понимают, о чём говорит учитель, а другие уже давно это знают”.      

Анализ знаний и умений ребенка или взрослого - первый шаг к составлению успешной программы обучения. С другой стороны, иногда именно жизненный опыт мешает взрослым студентам продуктивно заниматься. Лунго приводит пример: “Когда ты предлагаешь детям потренироваться в исполнении синкопы при помощи, например, хлопков, они просто соглашаются, так как не задумываются о том, сложно это или нет. Взрослые же скорее всего сразу ответят что-то вроде “Я не могу сделать этого, это слишком сложно”. Борьба с таким отношением к проблемам - часть стратегии обучения взрослых. В таких случаях я предлагаю взрослым ученикам встать и попробовать маршировать по комнате под нужный ритм. Затем я прошу их хлопать в синкопированном ритме. Когда они достаточно потренируются делать это, задача перестаёт казаться сложной”.        

Количество взрослых людей, которые хотели бы научиться музыке растёт из года в год. Луонго цитирует статью, в которой говорится, что более семидесяти процентов жителей США жалеют, что не занимались музыкой в детстве. Ещё одним преимуществом, которым обладают взрослые студенты, можно считать наличие денег и времени: многие приходят к желают играть музыку выйдя на пенсию. 

И, наконец, последним важным преимуществом является настоящее желание играть на инструменте. Как говорит Луонго: “Я считаю очень обнадеживающим тот факт, что мои взрослые ученики на самом деле стремятся научиться играть на укулеле и прикладывают для этого всевозможные усилия”.