Легенды укулеле: Эдди Камае - человек, возродивший гавайскую культуру и сделавший укулеле глобальным феноменом

Опубликовано: 12.11.2021
Легенды укулеле: Эдди Камае - человек, возродивший гавайскую культуру и сделавший укулеле глобальным феноменом

Когда Сэм Камае привёл своего сына-подростка Эдди выступить в местном клубе в столице Гавайев Гонолулу, аудитория была в восторге и даже кидала на сцену деньги. Младший Камае впервые взял в руки укулеле брата будучи в возрасте пятнадцати лет и научился играть на нём сам. Эдди вдохновлялся джазовыми и латинскими ритмами, которые он слушал по радио, и подыгрывал им на инструменте, быстро совершенствуя свою технику. К середине 40-х музыкант усовершенствовал метод одновременной игры ритма и мелодии на укулеле и был готов к карьере профессионального музыканта.    

Популярный укулелист-виртуоз Джейк Симабукуро получил возможность послушать ранние записи Камае и с восторгом делится своими впечатлениями: “Он был просто повелителем инструмента, а его идеи были совершенно гениальны! Сегодня мы бы не играли на укулеле так, как привыкли играть, если бы не он. Если вы спросите любую весомую фигуру в мире укулеле об Эдди, каждый скажет вам, что он был невероятным музыкантом с уникальным видением укулеле в качестве соло-инструмента”.  

Даже в пожилом возрасте Камае продолжал работать над возрождением гавайской культуры, популяризируя гавайские мелодии. На протяжении всей своей карьеры, которая, к слову, насчитывает более полувека, Эдди оставался верен традициям игры на укулеле, не только создавая песни, но и занимаясь культурными исследованиями и съёмками документальных фильмов.  

После своего успешного дебюта Камае вместе со своим школьным приятелем Шои Икеми основали музыкальный дуэт “The Ukulele Rascals”, поражавший слушателей джазовыми аранжировками, на которые музыкантов вдохновляли Джанго Рейнхардт, Чарли Кристиан и Хавьер Кугат. Несмотря на свою страсть к выступлениям, Камае также жаждил знаний в области музыкальной теории для того, чтобы у него была возможность читать с листа. Находчивый музыкант предложил профессору музыки из университета Гавайев Барбаре Смит учить его теории музыки в обмен на уроки укулеле.      

Большой успех пришёл к Камае в 1949-м году, когда лидер популярного оркестра Рэй Кинни пригласил дуэт присоединиться к нему в туре по США. Шоу собирало толпы по всему Западному побережью, однако когда коллектив углубился внутрь материка, их ждало разочарование. Камае вернулся в Гонолулу разочарованным, но в конце концов выступил с группой в отеле Biltmore Hotel в Вайкики. Во время этого выступления он подружился с харизматичным певцом и гитаристом, который ключевым образом повлиял на его музыкальную карьеру.      

Джем-сессии в доме Габби Пахинуи по выходным были легендарными. “Это было волшебно, - вспоминал Камае. - Люди приезжали ночью в пятницу, и начинался джем. Ещё больше людей приезжало в субботу и в воскресенье”. Люди приезжали с инструментами, некоторые брали с собой гитары, настроенные в открытый строй.    

“Габби шикарно играл на гитаре, - говорил Камае. - Я никогда не слышал, чтобы кто-то настолько нежно проводил по струнам своего инструмента. Он также обладал очень красивым голосом. Я слушал его и думал: “Ого, это - нечто особенное”. Мне очень нравился его голос и гавайская музыка, которую он исполнял”. 

Играя вместе часами, а иногда - и днями напролёт, музыканты искали новое (или старое?) звучание в лучших гавайских традициях, чтобы затем презентовать его широкой публике. “Я играл вместе с Габби, не особо тогда разбираясь в гавайской музыке, но я понимал, что всё, что он делает - идёт от сердца”. Вместе с бас-гитаристом Джо Маршаллом и гитаристом Дэвидом Роджерсом они основали группу под названием Sons of Hawaii. На их первый концерт зал был забит под завязку.   

“Пришли все, кто мог, - вспоминал Камае. - Клуб был классным, он напоминал дом Габби”. Популярность новой группы ключевым образом поменяло мышление многих гавайских студентов, преподавателей и музыкантов. Люди начали ориентироваться не на стереотипные представления об острове, которые развились на материке, а на свою аутентичную историю и культуру. В середине 60-х Sons of Hawaii начали запись песен, которые впоследствии стали повсеместными хитами. В 1970-м Камае организовал гавайский аналог фестиваля Вудсток. Гавайская музыка получила новое звучание, основанное на традициях прошлых поколений.     

“Эдди вместе с Sons of Hawaii и Габи создали это звучание, - считает Симабукуро. - Они создали те аранжировки, которые сейчас у любого ассоциируются с гавайской музыкой. Эдди вдохновил всех тех людей, которые вдохновили всех тех людей, которые вдохновили меня”.   

Играя более важную роль, нежели просто роль укулелиста в Sons of Hawaii, Камае также пел и сочинял ныне ставшие классикой песни вроде “E Ku`u Morning Dew”. Когда Габби Пахинуи покинул группу, решив уделить всё время сольной карьере, Эдди стал лидером Sons of Hawaii.    

В то же время Камае занимался изучением гавайского языка и анализировал значения песен, которые они исполняли с Sons of Hawaii. Он подолгу сидел в библиотеках и архивах, погружаясь всё глубже и глубже в тему. Помощь в изучении ему оказывали лингвист-эксперт Пилахи Паки, композитор Кавена Пукуи и старейшина Большого Острова - Сэм Ли’а. Вместе с Пукуи Камае объездил множество отдалённых деревень в поисках народных песен, которыми владели местные жители. Камае вспоминал, как однажды спросил старейшину по имени Олу о песнях Большого Острова. Олу знал только один куплет песни “Mauna Kea”. “Я отстучал ритм на коленке, - рассказывал Камае, - а он пел своим высоким скрипучим голосом. Я записал слова и пел вместе с ним”.        

Когда Камае рассказал о своей находке Пукуи, она попросила его спеть. “Я достал укулеле и спел ей песню. Она долго набрасывала что-то на бумаге, а потом внезапно протянула листок мне. Я обнаружил на нём ещё восемь куплетов, помимо того, что я привёз. Я поверить не мог!”. Она ответила, что теперь песня была готова, и Эдди мог её петь. Таким образом Эдди удалось создать множество традиционных песен Sons of Hawaii.  

К началу 80-х Камае вновь почувствовал необходимость сохранения народных песен и историй для будущих поколений и решил сделать это посредством кинематографии. Вместе со своей женой, Мирной, которая занималась поиском финансирования и продюсированием, Камае создал десять документальных картин о гавайской культуре в период с 1988-го до 2007-го года. Его фильмы выиграли различные награды и стали превосходным материалом для изучения традиций и истории Гавайев.    

В 90-х Камае все больше играл на укулеле дома и по особым случаям. Симабукуро вспоминает, как волновался перед выступлением на одной сцене со своим идолом в рамках премии Na Hoku Hanohano несколько лет назад. “Когда у нас выдалась минутка для того, чтобы поболтать, он положил руку мне на плечо и сказал: “Я так тобой горжусь” и “Не забывай свою родную музыку. Ты - гаваец, и ты всегда должен представлять свой дом”.     

Что касается глобального феномена укулеле, Камае считал: “Это - очень важно, так как это позволяет выделить Гавайи среди других регионов мира. Укулеле - тот инструмент, на котором играли целыми семьями, а сейчас он делает весь мир одной большой семьей”.