Легенды укулеле: Джордж Формби и его неоценимый вклад в развитие поп-культуры

Опубликовано: 01.04.2022
Легенды укулеле: Джордж Формби и его неоценимый вклад в развитие поп-культуры

Будучи ребёнком, Джорд совершенно не собирался становиться известным эстрадным артистом - он мечтал заниматься лошадьми. Тем не менее, когда Джорджу было 19, его мать решила всё за него, буквально “втолкнув” сына в индустрию развлечений сразу после смерти мужа - популярного в Великобритании музыканта. Повлияла ли личность отца на Джорджа или нет - сказать сложно, однако, спустя годы, Формби станет важным персонажем в культуре страны и также - виртуозным укулелистом.      

Самоучка Формби помог написать и записать более 200 композиций, среди которых его визитная карточка - “When I’m Cleaning Windows”. Джордж любил пощекотать зрителям нервы своими шутками выходками, но именно это и сделало его высокооплачиваемой звездой: людям нравились его “неотёсанные манеры” и “деревенский говор”. К тому же публика от души смеялась над его “рисковыми” текстами песен, полными пошлых сексуальных метафор: юмор Джорджа сильно отличался от юмора других британских комиков того времени - Бенни Хилла или Монти Пайтона.    

Формби снялся в 21-м фильме в период с 1934-го по 1946-й годы и получил Орден Британской империи за свои усилия в поддержании боевого духа солдат во время Второй Мировой Войны. Когда в 1961-м году Джордж умер, на улицах собрались сотни тысяч людей, чтобы проводить его похоронный кортеж: поговаривают, что сама Королева Елизавета принимала участие в процессии (Формби часто играл для королевской семьи).   

Самое главное, что Джордж смог дать людям - безмерную страсть к укулеле и зрелищам. “Секрет его успеха состоял в уникальном сочетании его личности, природных способностей и таланта, - делится соображениями большой поклонник Формби - Деннис Тейлор - после того, как Джорджа включили в зал славы укулеле в 2004-м году. - Когда Джоржд играл в своём неповторимом стиле - все присутствовавшие замирали и не могли отвести от него взгляд”.  

Стиль игры Формби можно описать как “разщеплённый удар” - синкопированная техника, которая подразумевает мощный удар вниз, за которым следует обыгрывание первой и четвёртой струн. Что касается укулеле, его выбор пал на “банджолеле”: инструмент с грифом от укулеле и корпусом от банджо. Такой инструмент звучал мягко и тепло, как укулеле, но в то же время - громко - как банджо.  

Джордж Харрисон, у которого, поговаривают, укулеле было в каждой комнате в доме, также был большим поклонником Формби и владельцем одного из банджолеле, на котором Формби играл на живых выступлениях. Да и согруппники Харрисона по The Beatles уважали Джорджа: в 1977-м Джон Леннон записал демо под названием “Free as a Bird”, которое вышло лишь спустя пару десятков лет после его смерти, однако вместе с выпуском получило и видеоклип. В конце клипа на сцене можно увидеть музыканта, который стоит спиной к камере, и играет на укулеле. Его образом послужил именно Джордж Формби. Более того, песня заканчивается тем, что Харрисон играет на укулеле.