Как сделать занятия на укулеле более продуктивными: 4 практических совета

Опубликовано: 15.10.2021
Как сделать занятия на укулеле более продуктивными: 4 практических совета

Сара Майсел, музыкант и преподаватель укулеле делится своей историей: “Меня часто спрашивают: как улучшить свои навыки игры на укулеле? Традиционный ответ, конечно - больше практиковаться, но есть достаточно много нюансов помимо этого. Многие забывают, что они не просто играют на укулеле - они играют музыку! Поэтому важно не просто развивать свои технические навыки, но и эмоциональную составляющую: важно ведь не хорошо играть на укулеле, а стать хорошим музыкантом в целом.   

Конечно, практика - одна из ключевых составляющих на пути к совершенству, но она же может стать самой обескураживающей составляющей. На чём ты практикуешься, как ты практикуешься и зачем ты практикуешься - важные вопросы, на которые должен ответить себе каждый музыкант. В своё время, чтобы найти ответы, я разделила свою практику на четыре части: разминка, совершенствование техники, тренировка уха и сбор репертуара.   


1. Разминка

Я всегда начинаю урок с разминки пальцев для того, чтобы разогреть мышцы и связки. Игра на инструменте - своего рода физическая активность, и всегда важно подготовиться прежде чем приступать к основной части занятия. Представьте, что вы - бегун, который разогревается перед тренировкой. 

Я также играю несколько гамм во время разминки: пару-тройку простых мажорных и минорных гамм с первого по седьмой лад. Это не занимает много времени, но помогает моим пальцам стать более подвижными. Обычно я подпеваю в то время как играю гамму. Это - отличная вокальная разминка, если вы не только играете на укулеле, но и поёте.  


2. Совершенствование техники

Основну моих практических занятий составляет совершенствовании техники, и в этой части я работаю над чем-то, что считаю особенно сложным. Идея состоит в том, чтобы бросить себе вызов, ведь только так можно развиваться и становиться лучшей версией себя. Вот несколько вариантов, которые вы можете использовать в своей практике: 

Работайте над сложными переходами. Предположим, вы разбираете песню, и в ней обнаруживается несколько переходов, которые вы не можете сыграть вовремя. Оставьте все остальные части песни и сфокусируйтесь только на этих проблемных кусках на несколько минут. Вы удивитесь, насколько долгими покажутся вам эти несколько минут. Поработайте над этими местами на протяжении нескольких дней, и только потом собирайте вместе всю песню. После того, как вы сможете это сделать, можно увеличить темп игры. Не начинайте играть слишком быстро, пока не сможете играть всю композицию целиком уверенно.  

Также отличная идея для практики - попробовать играть в разных частях грифа. Как ещё вы выучите ноты на грифе, если не будете посвящать этому время? Попробуйте, например, сыграть аккорд C maj в разной аппликатуре. Даже если вы будете посвящать этому пару минут в день - это даст вам отличный толчок для развития.  

Работа над аранжировками. Предположим, вы нашли песню, которая вам очень нравится, и вы хотели бы подобрать к ней аккорды. Самое время сесть и поработать над этим! Вы можете взять только куплет или попробовать разобрать всю песню целиком - в любом случае, работа над аранжировкой - отличный способ развить в себе много разных полезных навыков. 

Занимаясь аранжировкой не обязательно просто подбирать аккорды к мелодии. Вы можете также создавать свои собственные вступления или концовки той или иной композиции. 

Если вы никогда до этого не занимались аранжировками, посвятите некоторое время, слушая записи ваших любимых песен. Почувствуйте песни и попробуйте их воспроизвести. Время, потраченное на эти вещи обязательно принесет вам пользу в будущем. 

Транспонирование песни. Хотите играть песни в различных тональностях? Просто начните делать это. Возьмите песню, которая вам нравится, и попробуйте перевести её в тональность, в которой вы никогда не играли: например, в Eb или A. Мы часто ограничиваемся самыми популярными тональностями, потому что так - проще всего. Но однажды вы можете обнаружить, что та или иная песня звучит намного лучше в альтернативной тональности, или, например, в этой тональности вам будет проще её петь. Умение транспонировать делает вас более универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет джемить с коллегами.   

Работа над новой техникой игры. Занимаетесь ли вы с преподавателем или нет, вам обязательно нужно посвящать время совершенствованию вашей техники игры: только так вы сможете стать всесторонне развитым музыкантом. Мы не говорим о том, что вам нужно научиться вообще всем существующим техникам игры, но просто подумайте о том, как бы вам хотелось звучать, и какие техники помогут вам достичь этого звучания. Ключ к изучению новой техники - последовательность. Тратить пять-десять минут на практику каждый день намного продуктивнее, чем несколько часов в неделю но один день.    

Необязательно использовать все приведенные примеры в рамках одного занятия: если вы решили сегодня поработать над аранжировкой - сфокусируйтесь на этом. Или, например, уделите время транспонированию, а затем - совершенствованию техники игры. 


3. Тренировка слуха

Один из самых простых способов тренировки слуха - слушать свои любимые песни, а потом пытаться воспроизвести их на укулеле на слух. В процессе постарайтесь распознать тональность, попробовав несколько аккордов. Если не получилось сразу - ничего страшного! Попробуйте ещё раз. Если вам удалось понять тональность, переходите к партии соло, или просто подыгрывайте песне в записи, стараясь привнести в неё что-то новое.  

Практиковаться с бэк-треками также очень полезно. До того, как появился YouTube, у меня была (и до сих пор есть) целая коллекция бэк-треков Джейми Аберсольда. Играть под минус намного увлекательнее и продуктивнее, чем играть просто под метроном. Это помогает не только играть ровно (ведь группа на записи играла под метроном), но и выучить мелодию, добавить к ней какие-то свои идеи и аранжировки. Вы можете найти множество бэк-треков в различных тональностях на YouTube. А это значит, что у вас нет больше никаких отговорок! Вы удивитесь, насколько весело могут проходит ваши занятия! 

  

4. Сбор репертуара

В конце каждого занятия я всегда прохожусь по своему репертуару: это помогает мне не забывать песни, которые я уже выучила, и это весело! Заканчивать занятие чем-то приятным и весёлым - это крайне важно. Это поможет вам помнить о том, что занятия музыкой - это положительный опыт, а не каторга. Музыка - это здорово! 

Поиск способов разнообразить вашу практику, сделать её более продуктивной и лёкой - это важно. Оттачивание определенных навыков и техник - также нужная часть каждодневной практики. Для того, чтобы определиться со своими целями, я записываю их на листочек и перечитываю перед каждым занятием. Это всегда помогает мне помнить, ради чего я играю. Достигнув поставленных целей и получив чувство морального удовлетворения, я достаю новый листочек и пишу новые цели. Учиться - непросто, но этот процесс может приносить массу удовольствия.