Как отличаются укулеле из разных пород дерева: краткий путеводитель

Опубликовано: 27.08.2021
Как отличаются укулеле из разных пород дерева: краткий путеводитель

Являетесь ли вы скромным посетителем местного музыкального магазина или коллекционером,  находящимся в поисках премиальной укулеле ручной работы, вопрос выбора древесины для вашего инструмента может быть непомерно сложным. У каждого лютье есть свой взгляд на использование тех или иных пород дерева, а поиск ответов в Интернете может вызвать ещё больше вопросов. В этой статье мы постарались собрать базовые вопросы и ответы по этой важной теме. 


Традиционный и современный подходы

Укулеле в качестве инструмента имеет уникальную историю, которая прямым образом отразилась на том, какие породы дерева используются для производства этих инструментов в наши дни. На заре рождения укулеле на Гавайях местные лютье использовали для производства древесину коа, так как она обладала утонченным внешним видом, сбалансированным звучанием, и, что немаловажно, была широко доступна на острове. Разворачивайся история в другой локации - традиционным деревом для укулеле могли бы стать совсем другие породы! Когда бум укулеле докатился до материковой Америки и знаменитая компания C.F. Martin & Co, производящая акустические гитары, вступила в игру, она начала использовать для производства укулеле южноафриканское махагони, так как оно было дешевле коа, и в той местности его было намного проще достать. С того времени эти породы дерева стали традиционными породами для производства укулеле, и именно их звучание у многих ассоциируется с привычным звучанием укулеле.     

Многие лютье используют древесину с узорчатой текстурой для производства верхней деки инструмента: такое нечасто увидишь на акустических гитарах, в которым как правило подобная древесина используется в качестве материала корпуса. Напрасно, ведь именно верхняя дека - первое, что видят люди, знакомясь с инструментом. 

Также часто можно встретить укулеле, в производстве которых лютье совмещают мягкую и твёрдую древесину, получая таким образом то или иное желаемое звучание. Мягкая древесина используется в качестве материала верхней деки: её можно сравнить с динамиком на колонке, а твёрдая древесина используется в качестве материала корпуса: она выступает в качестве отражателя звука. Среди типичных представителей мягкой древесины можно выделить ель и кедр. Твёрдая древесина, которая чаще всего встречается в производстве укулеле, включает в себя клён, палисандр, махагони, коа, орех и эбеновое дерево.

Нет универсального ответа на вопрос “Что лучше: традиционная древесина или современная?”, так как он складывается из множества факторов, основной из которых состоит в определении ваших целей и стиля игры.     


Гибкость подходов и варианты

Одна из классных вещей в отношении укулеле состоит в том, что и лютье и музыканты не скованы рамками традиций так же сильно как, например, скрипачи или гитарные лютье. Скрипач вряд ли выйдет на сцену с инструментом, верхняя дека которого не будет сделана из ели, а корпус - из клёна. Мало кто из исполнителей, например, блюграсса, выберет в качестве инструмента не дредноут с топом из ели и корпусом из махагони или палисандра. Но если мы говорим об укулельном мире - подход к выбору пород дерева в нём более гибкий.   

Современные лютье, создающие укулеле, с радостью экспериментируют с различными породами древесины: как с традиционными, так и с местными, благодаря чему можно получить большой ассортимент моделей, которые будут выглядеть и звучать по-разному.  

С другой стороны, сравнивать одни и те же породы древесины в рамках различных брендов иногда может быть проблематичным. В конце концов, та или иная древесина - все лишь один из факторов, влияющих на общее звучание инструмента. Индивидуальные формы и отдельные элементы конструкции каждого бренда также часто являются уникальными факторами, поэтому мы рекомендуем сравнивать укулеле из различных пород древесины в рамках одного бренда: попробуйте, например, сравнить звучание укулеле из нашей серии Striped Ebony и Pacific Walnut. 

Также важно помнить, что укулеле в рамках бюджетного ценового диапазона чаще всего изготавливаются из ламинированного дерева: такой способ позволяет использовать тонкие виниры из дорогого экзотического дерева (например - эбеновое дерево или коа), которые придают инструментам особенно утончённый и экстравагантный вид, не сказываясь при этом ключевым образом на цене. Инструменты из ламинированного дерева также более выносливые, если сравнивать их с инструментами из массива. Такие укулеле - идеальный вариант в качестве инструмента для пляжа, похода или пикника с друзьями.   


Верхняя дека формирует общее звучание инструмента

Когда речь заходит о звучании того или иного акустического инструмента, самым важным фактором, который нужно рассматривать, пожалуй, является материал верхней деки. Что касается укулеле, чаще всего в качестве материала верхней деки можно встретить махагони, коа, кедр и различные типы ели. 

Процесс выбора подходящего куска древесины для создания верхней деки начинается с его визуального осмотра: кусок должен обладать чёткой и гармоничной текстурой волокон без каких-либо изъянов. Затем кусок немного сгибают, чтобы убедиться в его жесткости. Чем жестче дерево - тем лучше. Слишком мягкое и подвижное дерево негативно влияет на звучание, делая его недостаточно громким и плохо сбалансированным. В качестве последнего шага проверки кусок зажимают между большим и указательным пальцем и постукивают по нему пальцами другой руки, чтобы удостовериться в его чистом и чётком звуковом отклике. 

Многие породы дерева с годами начинают звучать “интереснее”, особенно когда речь идёт о ели. Сразу после производства, укулеле с топом из ели может звучать немного тише, чем обычно, однако вскоре эта характеристика меняется: низкие частоты становятся глубже, выское ноты - ярче, а сустейн - богаче. Звучание инструмента может меняться на протяжении первых нескольких месяцев.    

На рынке нередко можно встретить укулеле, выполненное из сногсшибательной на вид древесины, которое, однако, обладает плохим звучанием. Всё дело в некорректном выборе материала для верхней деки и для пружин верхней деки (небольшие полоски дерева, которые клеятся на обратную сторону верхней деки). Представьте себе, как работает стереодинамик: он состоит из деревянного корпуса и лёгкого бумажного диффузора, который вибрирует, “выпуская” звуковые волны. Корпус укулеле во многом похож на стереодинамик. Чем более свободно вибрирует верхняя дека, тем больше звуковых волн она создаёт.        


Задняя дека и обечайка создают характерную окраску звучания

Если верхняя дека укулеле формирует общее звучание инструмента, то материал задней деки и обечайки определяют его характерные особенности. Пожалуй, самые часто используемые в качестве материала корпуса укулеле породы дерева - это гавайская коа и махагони. Дерево коа можно также использовать и в качестве материала верхней деки: оно обладает тёплым, мягким звучанием. Махагони схоже с коа в отношении плотности, простоты обработки и главным образом - звучания. Оно также может выступать в качестве материала всего инструмента, включая и верхнюю деку: у Kala есть несколько серий укулеле, выполненных целиком из махагони.  


2017_12_Satin Mahogany-KA-T-2010 (1).jpg

Из чего делают гриф укулеле? 

Самой популярной древесиной, используемой в качестве материала грифа укулеле, по статистике также является махагони. Махагони обладает чёткой текстурой волокон, благодаря чему грифы из этого дерева получаются особенно стабильными. Также древесина махагони имеет достаточно лёгкий вес, несмотря на свою превосходную прочность, что позволяет сделать отлично сбалансированный инструмент, на котором комфортно играть.   

В качестве альтернативы может быть использована не слишком плотная коа, а также чёрный орех или клён, если важно, чтобы гриф по оттенку гармонировал с особо тёмным или особо светлым деревом корпуса укулеле.  


Твёрдая древесина для накладки и бриджа

В качестве материала накладки на гриф принято использовать твёрдую древесину, такую как, например, палисандр или чёрное дерево. Накладка должна быть мрочной и износостойкой, так как с ней постоянно взаимодействуют струны и пальцы музыканта. Более того, твёрдая древесина вроде палисандра лучше удерживает металлические лады и  инкрустацию грифа, будь то обычные маркеры ладов или какие-либо декоративные элементы.  

Бридж, как и накладка, должен быть выполнен из куска хорошо просушенной твёрдой древесины, так как давление, оказываемое на него натянутыми струнами - значительно. Чаще всего бридж и накладку на гриф делают из одной и той же породы дерева из-за эстетических соображений.  


Окантовка корпуса - для красоты и прочности

Для некоторых серий укулеле (посмотрите, например, на инструменты нашей серии Satin Mahogany) мы используем окантовку корпуса. Задача окантовки, помимо эстетической составляющей, заключается в защите краёв корпуса от вмятин и царапин. Конечно есть много серий укулеле без окантовки, и её отсутствие не делает эти инструменты хуже других.  

Пластик в качестве материала окантовки корпуса используется, пожалуй, чаще всего: он может быть различных цветов, таких как, например, слоновая кость, перламутр или черепаховый. В случае с более дорогими моделями часто используются твёрдые породы дерева вроде палисандра, клёна или коа. Общее правило, которым руководствуются большинство лютье: если корпус укулеле сделан из “броского” дерева - окантовка должна быть сдержанной, и наоборот.