Джаз можно играть практически на любом типе укулеле, но самые популярные варианты для этого - баритоны и арктопы из-за их богатого и мягкого звучания. Являетесь ли вы укулелистом или нет, ваши руки сами потянутся к инструменту, едва вы услышите что-то вроде "Over the Rainbow" Израэла Камакавиво'оле или любую песню Лайла Ритц, который записал на укулеле несколько джазовых альбомов.
Для того, чтобы играть джаз, вам понадобятся базовые знания о некоторых аккордах и их последовательностях. Со временем вы сможете делать джазовые аранжировки даже тем композициям, которые изначально были написали в совершенно другом стиле.
Джазовые аккорды
Джазовые аккорды, по сути, уже известные вам базовые аккорды, но с небольшими изменениями - добавлением новых нот или изменением уже имеющихся.
Различают четыре группы джазовых аккордов:1. Септаккорды
Септаккорды - самые популярные аккорды в джазовой музыке. Они создаются путём добавления ещё одной ноты - седьмой - к регулярным мажорным трезвучиям.
Скажем, у нас есть есть аккорд C-E-G - мажорный аккорд в тональности C. Если мы добавим ещё одну ноту - седьмую к тонике аккорда - С - мы получим джазовый аккорд C-E-G-B.
2. Минорные септаккорды
Как и в случае с септаккордами, минорные септаккорды создаются путём добавления седьмой ноты к оригинальным трезвучиям, только базовый аккорд в этом случае - минорный. Например, минорный септаккорд в тональности С - C-Eb-G-Bb.
3. Секстаккорды
Секстаккорды образуются путём добавления шестой ноты к тонике стандартного мажорного аккорда. Например, секстаккорд в тональности С - C-E-G-A, где А - добавленная шестая нота.
4. Нонаккорды
Нонаккорд - это на самом деле септаккорд с добавленной девятой нотой. Например, если септаккорд в тональности С - С-E-G-B, добавляя девятую ноту, мы получим нонаккорд С-E-G-B-D.
Джазовые последовательности
Аккордовая последовательность - это набор аккордов в рамках одной тональности, которые идут друг за другом. Чаще всего их записывают римскими цифрами, чтобы обозначить, какая ступень следует за какой. Теперь вы можете поменять любую стандартную последовательность таким образом, чтобы получить джазовую.
Обратите внимание, что мажорные аккорды обозначают большими римскими цифрами, а минорные - маленькими.
Базовые правила:
- Заменять мажорный аккорд можно секстаккордом или септаккордом из той же тональности;
- Заменять минорный аккорд можно минорным септаккордом из той же тональности;
- Заменять септаккорд можно нонаккордом из той же тональности.
А теперь давайте рассмотрим две самых популярных джазовых последовательности аккордов.
Последовательность I-vi-ii-V
Последовательность I-vi-ii-V (1-6-2-5) - одна из самых типичных в джазе. Взяв за основу то, что мы играем в тональности С, нашими аккордами будут C major, A minor, D minor и G major. Однако, для того, чтобы сделать джазовую аранжировку, мы оставим лишь аккорд С, а остальные - заменим.
Таким образом, у нас получается последовательность C major, A7, D7 и G7.
Последовательность ii-V-I
Ещё одна популярная последовательность в джазовых аранжировках - ii-V-I (2-5-1). Сыграем её в тональности А: нашими аккордами будут B minor, E major и A major. Заменим их, придерживая правила, описанного выше, и получим последовательность B7 minor, E7 dominant и A7 major.
Конечно, джаз - не самый простой и очевидный стиль для игры на укулеле, но он очевидно стоит затраченных усилий. Если у вас нет желания вдаваться в сложную теорию, просто используйте две основные последовательности, описанные выше.